Ваня Питерский (Trucker) (chumilo) wrote,
Ваня Питерский (Trucker)
chumilo

Category:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Рельсовый Хельсинки: станция метро и гейт метро-ЖД в Вуосаари


Продолжаю писать про визит в Хельсинки 1 июня. Отдав дань воздушному транспорту в финской столице, я поспешил познакомиться поближе с новым соединением хельсинского метро с железнодорожной сетью, находящимся в районе Вуосаари, рядом с одноимённой станцией подземки. Ранее существовал другой гейт – ветка железной дороги отходила от станции Оулункюля, шла через район Вийкки (по большей части – прямо по городским улицам!) и на улице Мельников Мюлляринтие уходила в тоннель, принадлежавший уже территории метродепо Роихупельто. Для наглядности я нарисовал трассу на гуглокартах:



Но эта ветка была разобрана после 2011 года. До недавнего времени сохранялись первые метры ветки в месте отхода от станции, но сейчас разобраны и они, вместе со стрелкой с бокового пути. На момент написания поста об ушедшем в прошлое гейте напоминает лишь вытяжной тупик перед тоннелем в депо, к которому примыкала ветка. Собственно, изгиб дороги возле этого тупика отмечает место, где мостовую ранее пересекали рельсы.

Мы же сегодня осмотрим новый гейт, который был введён в строй в том же 2011 году. Но начнём осмотр мы с самой станции. Итак…


Общий вид станции Вуосаари и окрестностей. Снято с моста над перегоном Вуосаари – Растила.


Станция более крупным планом. Виден поезд из вагонов M300, отправляющийся на станцию Растила.

Вуосаари (фин. Vuosaari, швед. Nordsjö) – на данный момент самая восточная и одна из трёх конечных станций метро Хельсинки (нечётное количество конечных объясняется вилочным движением на восток со станции Итякескус). Открыта 31 августа 1998 года в составе участка Пуотила – Вуосаари. Как и почти все остальные станции в столице Финляндии, имеет перекрёстные съезды с двух сторон.


Пока я рассказывал вам про станцию, уже и поезд подоспел. :)

Он составлен из вагонов M300 – самых современных в Хельсинском метрополитене; первая партия была поставлена в марте 2015 года. Поезда из таких вагонов рассчитаны на полностью автоматическое управление, не требующее присутствия машиниста, однако пока они работают в тестовом режиме, управляясь машинистом из кабины.



Вуосаари, Кофейная улица Кахвикату. :)

Район находится на живописном берегу залива и считается фешенебельным. Отдаю должное – там действительно красиво.

Теперь познакомимся непосредственно со станцией.


Это фото, на первый взгляд, к станции вообще отношения не имеет.

Но первый взгляд обманчив – станция находится… внизу! Собственно, на фото тоже часть станции – это один из двух мостов (второй – пешеходный), перекинутых над перронами, и с обоих мостов имеются входы на станцию. Непосредственно перед нами находятся автобусные остановки, причём маршрутов здесь много. Кстати, такая схема пересадочного узла, непривычная для России, очень распространена в Хельсинки. Мало того, конкретно на этом мосту расположен ещё и верхний ярус ТЦ «Коламбус»! (Он тоже виден в правой части кадра, и именно его поддерживает пилон с вантами.)

Тем, кто приехал не на автобусе, а на велосипеде, лучше воспользоваться входом с пешеходного моста, так как…

…там находится велостоянка.

Общая стоянка бесплатна, но если вы особенно беспокоитесь за своего педального коня, то…

можете поставить его в отдельное платное стойло!


В хельсинском метро до сих пор работают и вагоны-ветераны M100.

Поезда из вагонов этой серии открыли движение в 1982 году. Серия строилась в 1977 – 1984 годах компаниями Valmet и Strömberg; Valmet отвечал за кузова и механику, а Strömberg поставлял электрооборудование. Интересно, что это единственная серия вагонов финского производства в тамошней подземке. Ещё одна любопытная черта M100 – глухая стена в некабинном торце вагона; не предусмотрено даже служебного перехода и окон. При этом вагоны выпускались только кабинные.


Общий вид западной горловины станции с пешеходного моста.


Вид на восток с того же места.

Виден мост с автобусными остановками и пилон ТЦ. Высотное здание справа – жилой дом «Циррус» высотой 86 метров. 28 этажей (из них 2 подземных) и 140 квартир. Я сперва думал, что с крыши даже Эстонию видно, но при расчёте оказалось, что для этого сабж должен быть втрое выше. :) Но и так, говорят, это самое высокое здание в Финляндии.


Ещё один поезд M300.

Видно отличие от M100: проход имеется по всему составу, для чего служат промежуточные бескабинные вагоны. Есть и вагоны M200, являющиеся неким средним между M100 и M300: проход есть между некабинными торцами, но не по всему составу, и все вагоны также кабинные. Но поезда из этих вагонов мне в тот день не попались.


Поезд M100 прибывает с западной стороны.


Вход на перроны с пешеходного моста.

Как и на всех остальных метростанциях в Хельсинки, кроме лестницы и эскалатора имеется также лифт для колясочников. Обратим также внимание на жёлто-коричневую полосу: за ней начинается зона, в которой следует иметь при себе билет, независимо от того, находитесь вы в поезде или нет. В противном случае, даже если на перроне вы попадёте на контролёра, вам выпишут штраф (кстати, немалый, 80 евро) и заставят купить билет; об этом предупреждают синие таблички на полу и перегородке перед эскалатором. Именно поэтому в посте не будет фото перронов и интерьера поездов: ехать на метро мне никуда не было нужно, а тратить 3 евро чисто на право попасть на перрон я счёл излишне расточительным.


Общий вид станции с восточной стороны. Справа видны оборотные тупики.


Тупики отдельным планом. Как раз M300 заезжает под оборот.

Логичнее было бы производить оборот на самой станции, как было, например, в Москве на «Крылатском» в бытность её конечной. Однако здесь оборот осуществляют за перронами, причём лишь по одному пути (на втором в день съёмки накат был, но давний).


Вид с той же точки в противоположную сторону. Видна граница путей метро и ЖД.


Упор на транзитном пути при необходимости открывается, позволяя проехать через него в ту или иную сторону. Сейчас упор закрыт. Положение сминаемых элементов на нём соответствует расположению буферных упоров на метровагонах.



Вид на оборотник с «железнодорожной стороны».

Хорошо видны тупиковый упор на левом пути и раздвижной – на транзитном. Под оборот заходит состав M100.


Вид в противоположную, восточную сторону.


Последний взгляд на станцию. Виден пешеходный мост, уже над железнодорожными путями.


Пройдя ещё немного на восток, мы увидим такую картину.

Новая ветка, в отличие от старой, проложена всё-таки рядом с улицами, а не прямо по ним. Но уклоны на пути такие, что не снились даже перегону «Деловой центр» «Международная» – «Киевская» Мосметро.

Далее путь уходит на территорию порта Вуосаари, где сливается с основной веткой в порт. Кстати, эта ветка, уже за пределами Хельсинки, на станции Керава, в свою очередь соединяется с линией Хельсинки – Тампере через 13,5-километровый тоннель (!). Но увы, в тоннель у нас доступа пока нет, поэтому на сегодня мы прощаемся.

До новых встреч!

Tags: дела железнодорожные, фотографическое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment